ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Кодзасова А. С. Учитель
физики МКОУ СОШ №2 г. Дигора
Информатизация образования приводит к изменению
содержания, методов и форм учебной работы в школе, основной задачей которой
становится подготовка учащихся к жизни в информационном обществе. Внедрение
информационных технологий в процесс обучения создает принципиально новые
педагогические инструменты и предоставляет учителю новые возможности.
Современный урок физики должен
отличаться своей эффективностью, рациональным использованием времени на уроке. Одним
из возможных путей решения данной задачи является активное использование в процессе обучения электронных образовательных ресурсов. Электронными
образовательными ресурсами называют специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных
ресурсов, предназначенные для использования
в образовательном процессе, представленные в
электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий.
Преимуществами использования ЭОР в процессе обучения
являются мультимедийность, интерактивность и моделирование. Мультимедиа
позволяет учителю реализовать аудиовизуальное преставление фрагмента реального
или воображаемого мира. Интерактив дает учителю возможность использования
активно-деятельностных форм обучения, воздействия и получения ответных реакций, а
также позволяет учащимся проверить свои знания без участия учителя. В интерактивных ЭОР можно манипулировать
объектами и вмешиваться в изучаемые процессы (лабораторная работа, контроль
знаний с оценкой и др.). Моделирование
– имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений
сущности, вида, качеств объектов и процессов. Электронный образовательный
ресурс вместо описания может дать адекватное представление физического объекта
или процесса.
Специфику учебного содержания предмета физики в
наибольшей степени отражают следующие ЭОР:
- динамические модели и анимации, демонстрирующие
физические процессы и работу механизмов, основанную на физических законах;
- тренажеры и практикумы решения задач, направленные
на формирование навыка решения физических задач;
- видеофрагменты и анимации, демонстрирующие физические
эксперименты, и интерактивные модели, позволяющие имитировать деятельность по
проведению физических опытов.
ЭОР в обучении физике можно использовать по трем
основным направлениям:
· в условиях классно-урочной системы (при подготовке
учителя к уроку; непосредственно на уроке; при организации самостоятельной
работы учащихся);
· при реализации современных педагогических технологий
(обучение на основе исследовательских методов; метода проектов; при организации
дистанционного обучения и обучения на основе индивидуальной образовательной
траектории);
· при использовании новых активных форм взаимодействия
учителя и учащихся (дискуссия; проблемный семинар; консультация).
На сайте Федерального центра
информационно-образовательных ресурсов и на сайте Единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов представлены различные типы ЭОР по физике:
информационные модули (текст с гиперссылками, интерактивными анимационными
вставками, чертежами, интерактивными моделями, трехмерными картами);
практические модули (практикум, интерактивные лабораторные работы, задачи, комбинированные
модули, модули для коллективной работы); контрольные модули (тесты разного типа).
Использование ЭОР в обучении физике приводит к
изменению функций учителя. Он теперь не является единственным источником
информации. Он должен являться инициатором новых форм взаимодействия с учащимися,
организатором дискуссий, обсуждений
проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время. В его
задачи входит:
- разработка стратегии освоения нового содержания;
- конструирование формы проведения урока;
- отбор ресурсов для урока;
- определение оптимальной совокупности ресурсов
для каждого учащегося;
- выбор формы взаимодействия учащихся с ресурсом
(фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, самостоятельная и т.д.);
- объяснение, демонстрация, руководство
обсуждением, координация деятельности учащихся (в зависимости от формы проведения
урока), разработка заданий и руководств для учащихся по работе с ресурсами (в
случае организации самостоятельной работы), организация поиска учащимися
информации;
- определение форм и содержания контроля;
- корректировка результатов работы учащихся с
ресурсами;
- формулировка (или корректировка) обобщающих выводов;
- подведение итогов работы.
ЭОР имеют большие
возможности для организации деятельности учащихся и учителя. Мультимедийность и
интерактивность ресурсов приводят к активизации познавательной деятельности
учащихся, усилению роли творческого компонента в процессе обучения, что, в свою
очередь, ведет к повышению эффективности образовательного процесса.
|